Экономить уже не на чем – придётся поднимать ставки!

 Крупные федеральные компании переживают серьёзную трансформацию. По ощущениям, они уже поняли, что из своего транспорта очень сложно извлечь прибыль. Получить её можно лишь при продаже, но кому продавать машины с нынешними ценами?

Заработать сегодня можно только на экспедировании. Свой парк ремонтируется, возникают проблемы с водительским составом, и крупные компании собирают кипы ПТС, которые позволяют им «заходить» к крупным и средним заказчикам. А мелких заказчиков у нас, частников, тоже частично отобрали «крупняки».

В 2021-2022 годах должны появиться «абсорберы» – компании, которые начнут поглощать транспорт, принадлежавший федералам.

Мелкие, более подвижные, демпингующие предприятия. Это будут компании, которые должны выжать машины федералов, чтобы затем перепродать их частникам.

Что происходило до 2019 года? Крупные игроки покупали транспорт, использовали его в течение 3-5 лет, а затем продавали мелким компаниям или частникам. У частников машина работала до конца жизненного цикла и оказывалась выжата от и до, после чего подходила только для работы по месту (и то с головной болью). Сейчас – таковы мои догадки – транспорт покупается лишь потому, что крупные компании сидят на НДС, и базу необходимо нивелировать Покупать б/у-транспорт не вариант, перекупать его повторно через лизинговую компанию рискованно.

Сегодня в стране много ненадежных машин, отработавших своё. На них не найти рабочий состав, эксплуатировать их дальше проблематично. Нужно как-то от него избавляться, но цены высоки, а частники и небольшие компании очень не хотят влезать в кредиты и лизинги.

Одно дело взять сцепку за 3 млн в 2018 году и другое дело – за 5,5 млн сегодня, в 2021. Цены на машины выросли, но ставки остались прежними.

Причем большинство перевозчиков не хочет садиться за руль самостоятельно. Большинство хочет взять кредит, найти водителя и гонять машину, зарабатывать деньги. Но эта схема уже не работает! Покупать транспорт, не садясь на него сегодня нельзя. Если вы будете работать сами, сами искать заказы и ремонтировать машину – может, что-то и получится, при условии, что машина будет действительно хорошей. А машины федералов сегодня выжаты по полной. Их эксплуатируют, увеличивая сроки прохождения ТО, экономя на любых мелочах, потому что грузоперевозки в 2021 году – это оптимизация.

По ставкам ждем роста. В январе и феврале мы побуксуем, но к марту-апрелю тарифы вырастут. Раньше федералы брали сцепки за 7,5-8 млн, сегодня их цена выросла еще на 2 млн, а оптимизировать расходы на водителей, ГСМ, ТО возможностей уже нет. Значит, нужно повышать ставки. Если крупные компании начнут поднимать ставки, то они начнут расти и в целом по рынку. А сегодня мы просто шлифуем дно, потому что на ставках, с которыми мы работали в 2019-2020 годах никуда не вырастешь.

Самые тучные и классные направления будут уходить крупным компаниям, а небольшим перевозчикам достанутся ошмётки. Останется, впрочем, 5-10% заказчиков, которые не переваривают крупных перевозчиков, потому что те диктуют свои условия. Им проще работать с небольшими транспортными компаниями, которые в нужный момент будут прогибаться под них.

Незакредитованные частники, успевшие выкупить свой транспорт, будут в относительной стабильном положении. Небольшие компании задумаются о покупке машин у крупных, но это не самая надёжная схема.

Диспетчеры и экспедиторы без собственного автопарка, не понимающие рынок, будут «срезаться» очень быстро, в один момент. Заказчики сегодня тщательно следят за своими расходами, а транспортные расходы у них громадны. За счет чего их можно уменьшить? За счет маржи диспетчеров и экспедиторов. Можно отжать у них 20%, 10% отдать перевозчику и получить экономию. Средние и крупные заказчики активно пользуются тендерами, аукционами, в которых участвуют крупные региональные и федеральные перевозчики с пачками ПТС, своим транспортом и возможностью привлекать частников.

Но самое страшное для меня – возникновение вот этой «прокладки» между частниками и крупными автопарками. Какой она станет?

Схемы могут оказаться очень интересными, потому что даже у федералов парк зачастую размазывается по нескольким организациям. А здесь чтобы оптимизироваться, чтобы не грызться со своей головной организацией у них должен быть износ техники на убой и минимизация затрат. Такие компании будут получать транспорт в возрасте 4-5 лет и работать на нем еще 2-3 года.

По цене семилетний транспорт будет вменяемым. Если мы посмотрим «скамейки» 12-13 годов, это чуть больше 2,5 млн рублей: нормальная цена на тягач, если он не выжат в хлам. Пробег 1200-1300 тыс. километров – это стезя человека рукастого, который сядет в машину и будет её ремонтировать.

Сегодня частнику выгодно работать одному или с напарником, иметь не более 2-3 машин. Парки в 10-15 автомобилей – дело рискованное: серьёзный косяк с машиной или грузом может уничтожить расчётную прибыль за полгода или даже за год.

2021-й год будет веселым и классным, он даст нам возможность поработать: коронавирус уже практически не страшен. Весной мы ужасались цифрам в 5-6 тысяч заболевших, а сейчас их под 30 тысяч и ничего. Болеем, но работаем и зарабатываем.