Стоимость грузоперевозок автотранспортом резко подорожала. Ее подталкивают рост цен на топливо и недобросовестная конкуренция. Тарифы на автомобильные перевозки в 2021 году уже выросли в районе 10-15%. Эта динамика начала формироваться в конце 2020 года и продолжается. Рост тарифов на автомобильные грузоперевозки связан с повышением стоимости топлива, которое занимает до 50% в цене перевозки, а также комплектующих и запчастей. Дополнительное влияние на тарифы оказали индексация платы по системе «Платон» и введение ограничений на проезд грузовиков по МКАД. Наиболее существенный рост тарифов фиксируется на региональных перевозках (на небольшие расстояния, условно говоря, от Москвы до соседних областных центров). Малотоннажный транспорт теперь удается использовать более эффективно, с высоким КПД.
Ряд перевозчиков считает, что на рынке возник дефицит транспортных средств. Во-первых, все больше мелких перевозчиков уходят с рынка, понимая, что не могут эффективно работать в новых условиях. Их затраты растут (дорожает топливо, увеличивается цена запчастей и ремонта, стоимость новых грузовиков возросла в разы). Кроме того, с этого года отменен ЕНВД для индивидуальных предпринимателей. В результате огромная армия ИП была вынуждена перейти на обычную систему налогообложения и, как следствие, повысить свои тарифы на перевозки. В общем, для мелкого перевозчика, даже несмотря на рост тарифов, работать в плюс становится все сложнее. Необходимо более грамотно и эффективно управлять ресурсами предприятия.
На автоперевозках, в отличии от ж/д, нет централизованного повышения. Тут многое регулирует рынок. Хотя на него довольно серьезное влияние оказывают «серые» и «черные» перевозчики. За пандемию их процент немного уменьшился, так как были запреты на перемещение грузов физическими лицами между регионами, в европейской части России на дорогах проверяли маршрутные и путевые листы. Сейчас «серые» и «черные» перевозчики вновь вернулись на дороги. Они могут серьезно демпинговать, т.к. не платят налог!