Перевозчики, работающие на территории Москвы, до сих пор получают штрафы за отсутствие цифровых «коронавирусных» пропусков – несмотря на то, что они им не нужны.
О том, как оспорить такие штрафы, рассказал В. Войтко. Короновирусная истерия идёт на спад. Отменяются ограничения для граждан и предприятий, но расслабляться рано: в условиях правовой неопределенности и разногласий между требованиями различных нормативных актов, вышедших в период борьбы с пандемией, неожиданности могут подкрасться с любой стороны. Нашим коллегам уже приходили и продолжают приходить штрафы с формулировкой «Невыполнение требований соблюдения режима повышенной готовности на территории города Москвы». Можно долго рассуждать о том, насколько законны действия московских властей, насколько они соотносятся с Конституцией, с Гражданским кодексом – разговор этот бесконечный. Но практически все юристы сходятся во мнении: московская инициатива об автоматических штрафах с камер фотовидеофиксации за нарушения режима самоограничений незаконна. Нам же важно понять, как вести себя перевозчику, владельцу транспортного средства, которому пришел этот самый штраф за нарушение режима повышенной готовности. Получите – заплатите. Выглядит это примерно так: в электронном виде (например, через сайт Госуслуг) перевозчик получает бумажку от Московской администрации дорожной инспекции (МАДИ). В ней написано: ваша машина, г.н.з., находясь там-то такого-то числа нарушила требования соблюдения режима повышенной готовности на территории Москвы. Вот реквизиты для оплаты штрафа – будьте, как говорится, любезны.
Во-первых, хотим выяснить, насколько законно такое оформление штрафа. Будем разбираться по порядку, в хронологической последовательности. В десятых числах апреля С. Собянин объявил, что в Москве вводятся цифровые пропуска. Они начали действовать с 15.04.2020. Однако то ли 16, то ли 17 апреля Собянин выступает с новой поправкой: оказывается, цифровые пропуска для движения грузовиков по Москве и МКАД не нужны. Среднетоннажник идёт по МКАД. По ПТС это грузовое транспортное средство. Грузовику цифровые пропуска не нужны – сам Собянин сказал. Мало- и среднетоннажнику пропуск на МКАД не нужен, то есть по идее неприятностей ждать неоткуда. Но они появляются практически на пустом месте. Так за что штраф? И в чем выражается неисполнение требований режима повышенной готовности? Вариантов здесь не так много. Если хотите, рассматривайте эту ситуацию как сбой в работе компьютерной системы – как ошибку. Однако судя по количеству обращений, о единичной ошибке речь не идёт. Значит, ошибка системная, всего программно-аппаратного комплекса. Или же систему не «научили» различать легковые автомобили и грузовые. В этом случае, очевидно, речь идёт о некомпетентности разработчиков и изготовителей программы. И тут уже возникают работы как к формулировкам ТЗ, по которому создавалась эта система, так и к акту приёмки выполненных работ. Кто и как принимал недоработанную сбойную программу? А может, имеет смысл искать коррупционную составляющую, личную заинтересованность чиновников в продвижении такого «полупродукта»? Ну и остаётся банальная схема: «окучиваем» всех подряд, несколько человек из сотни оспорят штраф, а остальные, курочка по зернышку, принесут деньги в бюджет в виде штрафов. Это как в том анекдоте по Достоевскому: — Что ж ты, Родя, старушку за 20 копеек порешил? — Э, не скажите, Порфирий Петрович: пять старушек – рубль!
Что делать?
Первое – обжаловать. Писать жалобу в МАДИ и в шапке указывать копию в московскую городскую прокуратуру. Что ответит МАДИ мы уже знаем, подобные ответы получали, это голая отписка, но ничего страшного: отписка тоже нужна, её тоже подшиваем в дело. Для чего прокуратура? Хотя бы для того, чтобы властям были понятны масштабы проблемы: что это не разовый сбой, не разовое обращение. Чтобы прокуратура дала четкую правовую оценку действиям или бездействию, квалификации, некомпетентности или личной заинтересованности чиновников, ответственных за реализацию пропускного проекта. Далее – суд. Штраф вы оплатили, но считаете его необоснованным и незаконным, поэтому готовите исковое заявление, в котором просите: Вернуть штраф; Возместить расходы на юридическое обслуживание. Вы нанимаете юриста-адвоката, оплачиваете его услуги и он по доверенности отстаивает ваши интересы в суде. Вы же в рейсах, вам некогда этим заниматься! В регионах цены на услуги юристов разнятся, но полагаю, что речь будет идти от 10-30 тыс. рублей за сопровождение подобного рода иска. Учитывая, что штраф может быть от 5 до 25-30 тысяч (такие примеры есть, машины штрафовались несколько раз при прохождении маршрута) это вполне сопоставимые суммы. Никто не запретит в сумму иска внести возмещение морального ущерба. Так переживали, что аж прям давление подскочило! Ни спать, ни кушать не могли. Судебные перспективы таких исков, если составлены они грамотно и вдумчиво, весьма неплохи – так говорят наши юристы-консультанты.
Единственное что не быстро, но вопрос времени тут особой роли не играет. Главное, чтобы эти жернова закрутились. Что в идеале мы должны получить? По итогам судебных заседаний государство возвращает нам сумму, существенно (а возможно и в разы) превосходящую сумму выплаченного вами штрафа. Таким образом, действия московских властей приводят к тому, что не бюджет пополняется вашими штрафами, а напротив, казначейство несёт убытки из-за действия криворуких чиновников.
Премьер Мишустин поручил провести масштабную проверку нормативных актов, вышедших из-под пера региональных чиновников в период коронавирусной истерии на соответствие федеральным законам РФ. Стало быть, Собянинских пропусков тоже. А еще это неплохой повод вернуться к череповецким «коронатестам».